- Освоение Севера русскими
-
ОСВОЕ́НИЕ СЕ́ВЕРА РУ́ССКИМИ — путешествия русских на С. известны с древнейших времен. Со 2-й пол 11 в. по 1-ю пол. 12 в. новгородцы колонизовали часть беломорского побережья, ими была занята "Земля Вятская", с 13 в. номинально новгородской считалась Югра (предположительно это были земли до Оби). В 12—13 вв. новгородцами были открыты все кр. реки Европ. С. В 14 в. они проложили через Сухону, Печору, Сев. Урал путь в басс. Оби. Первый поход на ниж. Обь (до Обской губы), о к-ром упоминается в летописи, был в 1364—65. 14 в. донес достоверные свидетельства о плавании в Сев. Ледовитый ок., о достижении Кольского п-ова, о продвижении в Зауралье. К 14 в. в Новгороде и в Моск. гос-ве знали не только "Малую Пермь" (земля в басс. Вычегды), но и "Пермь Великую" (территории по верх. Каме и Чусовой). Епифаний Премудрый в жизнеописании Стефана Пермского подробно описал страну, лежащую на С.-В., и вод. путь, ведущий из Вел. Устюга вверх по теч. Вычегды в "самую Пермь".
В 15 в. начался процесс создания единого рус. гос-ва. В 1472 отрядом моск. воеводы Федора Пестрого были присоединены значит. обл. Перми Вел. (между оз. Чусовским и р. Чусовой, между верховьями Камы и предгорьями Урала). В 1478 присоединена Двинская земля, в 1489 — Вятская.
Документально подтверждено, что со 2-й пол. 15 в. поморы систематически плавали по Ледовитому ок. к Матке (Н. Земле), Груманту (Шпицбергену). Они побывали на Медведе (о-в Медвежий), совершали плавания вдоль Кольского п-ова. К кон. 15 в. русские обследовали юго-зап. побережье Карского м., Обскую и Тазовскую губу. Т. к. об этих р-нах русским было известно больше европейцев, то на европ. картах эти места носят рус. названия.
Примерно в это же время возникает интерес к Сев. мор. пути. В кон. 16 в. была основана Мангазея и начались массовые систематич. плавания из Архангельска к р. Таз двумя путями — вокруг Ямала и через п-ов по рекам и волокам, к-рые продолжались и в 17 в. В 17 в. русские продвигались восточнее по побережью Ледовитого ок. В 1610 К. Курочкин описал Енисей и примыкающие к нему р-ны. В 1636—41 П. Иванов совершил сухопутный поход с казаками на Алданские горы, Верхоянский хр., Яну, Индигирку. Совершаются отд. плавания вдоль побережья к В. от Енисея. В 1633—38 И. Перфильев и Иван Ребров плавали по р. Лене, достигли рр. Оленёк и Индигирка. В 1641—44 М. Стадухин и С. Дежнёв достигли Алдана, Оймякона, рр. Индигирка, Колыма. В 1648 состоялось вошедшее в историю плавание Ф. Алексеева (Попова) и С. Дежнёва, достигших устья р. Анадырь и Олюторского п-ова, что означало — они первыми из европейцев прошли прол., отделяющим Азию от Америки. К сер. 17 в. русские отд. участками прошли все побережье Сев. Ледовитого ок. и достигли Камчатки (первое посещение не установлено, а из наиб. известных — Ф. Поповым, И. Меркурьевым, Л. Морозко, В. Атласовым). В 17 в. посещались Медвежьи о-ва (Я. Вятко в 1655 пристал к о-ву Крестовому), Новосибирские о-ва (в 1691—92 М. Мухоплев достиг о-ва Столбового). Продолжались плавания к Н. Земле и уточнение ее местоположения.
В 18 в. интерес к С. и Сев. мор. пути не угасал, и были снаряжены спец. гос. экспедиции (Камчатские, Академические). Анализируя результаты Камчат. эксп., М. Ломоносов выявил ряд природных закономерностей в Сев. Ледовитом ок., составил новую карту его берегов и доказал возможность транзитных плаваний через океан. Его работа "Краткое описание различных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию" способствовала развитию интереса к этому р-ну. Ломоносов предполагал, что с открытием сев.-вост. прохода Россия превратится в вел. мор. державу. Иссл. 18 в. имели науч. основу, делались съемки, на карту заносились новые места. Плавания поморов не внесли ничего нового, за исключением плавания С. Лошкина в 1760 вокруг Н. Земли, доказавшего ее островной характер.
Продолжали посещать Медвежьи о-ва (Ф. Татаринов. Е. Коновалов, А. Андреев в 1763—64; И. Леонтьев, И. Лысов, А. Пушкарев в 1769—71), Новосибирские о-ва (И. Ляхов в 1773 открыл о-в Котельный и т. д.).
В 1764—66 состоялась правит. эксп. под рук. В. Чичагова, М. Немтишева на о-в Шпицберген — первое посещение о-ва с науч. целями. В 1767 Я. Чиракин совершил плавание через Маточкин Шар и составил его описание. В 1768—69 Ф. Розмыслов, Я. Чиракин, М. Губин совершили первую эксп. на Н. Землю. Не исчезал интерес и к Сев. мор. пути. В 19 в. неоднократно посещались Новосибирские о-ва (опись о-ва Столбового Я. Санниковым в 1800, о-ва Фаддеевского в 1805, о-ва Н. Сибирь в 1806), открыт о-в Бельковский в 1808 Бельковым, эксп. М. Геденштрома, Я. Санникова, Кожевина в 1809—12 обнаружили на о-вах ископаемый лед (обнаружение о-вов Васильевского и Семеновского М. Ляховым в 1815). Большой вклад в изучение Новосибирских о-вов внесла эксп. П. Анжу и П. Ильина (1821—23). Полярные эксп. Ф. Врангеля, Ф. Матюшкина, П. Козьмина (сделана опись Сев. побережья Азии от устья р. Индигирки до Колючинской губы Чукотского п-ова, науч.-теоретич. предсказание существования о-ва Врангеля), Ф. Литке (иссл. и опись берега от Карских Ворот до мыса Нассау, составление карты зап. части о-ва Н. Земля), путешествия к Н. Земле и ее иссл. (П. Пахтусова и А. Цивольки, когда был открыт о-в Пахтусова, составлены подробные описания прол. Маточкин Шар и др. проливов, опись части ее берегов), комплексные иссл. Н. Земли (геоморфол., флористич., изучение фауны) К. Бэром в 1837. Эксп. А. Миддендорфа (1842—45) на Таймыр способствовала расширению знаний о природе морей Сев. Ледовитого ок. Особое внимание уделялось гидрографич., метеорол., океанографич., ледовым, магн., гравиметрич., геол., зоол., этногр. наблюдениям. Со 2-й пол. 19 в. начинается практическое использование Сев. мор. пути.
В 1877 шхуна "Утренняя заря" прошла от Енисея в Петербург, доказав, что этот участок освоен русскими. Организаторами этого плавания были рус. промышленники А. М. Сибиряков и М. К. Сидоров. По их же инициативе и на их средства было организовано плавание А. Норденшельда в 1878—79 на шхуне "Вега". За две навигации небольшая паровая шхуна успешно совершила транзитное плавание по всему сев.-вос. проходу. Но, несмотря на благоприятный исход плавания, этот путь считался нерентабельным. Для этого были две серьезные причины: во-первых, недостаточная гидрографич. изученность р-на, во-вторых, отсутствие мощных ледоколов и трансп. судов ледового плавания. Первый пробел был восполнен Гидрогр. эксп. 1894—97, а также отд. плаваниями, второй — постройкой первого в мире ледокола "Ермак" в 1899 (по инициативе адм. С. О. Макарова). Первое плавание "Ермака" было не очень удачным (получил повреждения корпуса). Мн. плавания нач. 20 в. были трагич.: эскп. Э. В. Толля к Таймыру (1899—1902), плавание Г. Я. Седова на "Св. Фоке" (1912—13), Г. Л. Брусилова на "Св. Анне" (1912), В. А. Русанова на "Геркулесе" (1912). Осенью 1913 эксп. Б. Вилькицкого на спец. судах ледового класса "Таймыр" и "Вайгач" совершила крупнейшее терр. открытие 20 в. — была открыта Сев. Земля. Кроме этого, эксп. в 1913—15 были открыты о-ва Жохова и Вилькицкого, впервые пройден Сев. мор. путь с В. на З.
Последующее изучение Арктики проходило в сов. время. Иссл. в основном связаны с потребностями обслуживания Сев. мор. пути. С 1932 страна присоединяется к иссл., ведущимся по программе Второго междунар. геофиз. года.
В 30-е гг. были открыты о-ва Визе, Воронина, Шмидта, Кирова, Октябрьской Рев-ции, Пионер, Комсомолец, Большевик, арх. Седова, о-ва Арктич. ин-та, Известий ЦИК, Ушакова. В 1932 эксп. на пароходе "Сибиряков" под рук. О. Ю. Шмидта прошла Сев. мор. путем с З. на В. за одну навигацию. В 1933—34 эксп. О. Ю. Шмидта на пароходе "Челюскин" должна была пройти за одну навигацию из Мурманска во Владивосток, но судно было затерто льдами в Чукотском м. Выдающимся событием было создание 21 мая 1937 первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс-1" высаженной в р-не Сев. полюса летной высокоширотной эксп. под рук. О. Ю. Шмидта. С 1990 работает 31-я станция "Северный полюс". Работа станций имеет большое практич. значение для судоходства по Сев. мор. пути.
В послевоен. годы в Арктике были совершены кр. открытия, в основном связанные с изучением дна Сев. Ледовитого ок.: подводный хр. Ломоносова, хр. Менделеева, Гаккеля; котловины Нансена, Амундсена, Макарова, Подводников, "С. П." (Сев. полюс), Канадская.
Иссл., продолжающиеся и сейчас, проводимые в высокоширотных эксп. и на дрейфующих станциях "Сев. полюс", явились основой для создания системы научно-оперативного гидрометеорол. обеспечения вначале только мореплавания по Сев. мор. пути, а затем и др. нар.-хоз. нужд в Арктике.
Самолет «Арктика» перед полетом к ледовым широтам. 1937
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.